Skip to main content


Смерть, погребальные обряды и загробное существование народов Арды Эльфы


Эльфы были расой «бессмертных», или, точнее говоря «неопределенно долгоживущих», ибо, как утверждается, жизнь их по Замыслу Эру должна была длиться столько же, сколько длится жизнь самой Арды. Что станется с эльфами после Конца Арды – ведомо одному Эру. Многие считают, что тогда эльфы исчезнут окончательно, то есть будут уничтожены не только их тела, но и души (фэар). Однако Финрод Фелагунд считал, что поскольку Создатель благ, то он не может допустить этого окончательного исчезновения. Он говорил, что у него было видение Арды Исцеленной, где эльфы и люди будут жить вместе.

Причины смерти

Тем не менее, в Арде Искаженной эльфы могли умереть. Их можно было убить, и они могли погибнуть от несчастных случаев (утонуть, разбиться, замерзнуть и пр.). Эльфы могли умирать и от яда (по крайней мере, от ран отравленным оружием. Про яды в пище и питье ничего определенного не сказано, но я полагаю, что эльф тоже мог умереть, приняв яд, хотя думаю, что доза должна быть больше, чем для человека). Надо полагать, что могли они умереть от голода и жажды. Однако болезни были эльфам неведомы, а от ран они исцелялись намного лучше, чем люди. Что касается старости – эльфы тоже стареют, но чрезвычайно медленно, их старение происходит с той же скоростью, что и старение самой Арды. Но так было только в Валиноре. В Средиземье же происходило некое «истаивание» эльфов, когда их фэар сжигали тела. Есть еще одна причина, по которой эльфы могли умереть. Их могла убить «скорбь» или полное истощение физических сил. Считается также, что эльфы могли умирать «по собственному желанию». «Более того, некоторые феар в горе или усталости оставляли надежду и отвращались от жизни, покидая тела, хотя те могли быть исцелены или даже не были ранены». (с). «Законы и обычаи Эльдар». Еще одной причиной подобной смерти могло быть «принуждение к браку». (Я так понимаю, что речь идет о физическом изнасиловании, ибо неясно, каким еще образом можно «принудить к браку»).


Два случая смерти от «горя и истощения жизненных сил», зафиксированных в хрониках – это Мириэль и первая смерть Лутиэн. Я так полагаю, что большая часть таких случаев и происходила именно с женщинами, поскольку мужчины скорее искали «гибели в битве». Единственный случай насильственного самоубийства, нам известный – это Маэдрос, прыгнувший в огненную пропасть.

У эльфов не было сначала слов для подобной смерти, и когда так умерла Мириэль, они сказали «она выдохнула» (слово «fire» означает «глубоко вдохнуть или выдохнуть»). Таким же словом эльфы обозначали смерть людей от старости (ср. с названием, которое дали эльфы людям «Фиримар» - «смертные»).

Погребальные обряды и могилы

Насчет погребальных обрядов у эльфов мало что известно. Думаю, для них это было слишком необыкновенно, чтобы разработать подробный ритуал, хотя в Средиземье им это приходилось делать слишком часто. Известно, что эльфы оплакивали умерших (у них существовало специальное слово «плач, оплакивание»), причем это делали сразу многие.
««caun (*kano)» означало «крик, шум», часто во множественной форме «conath», подразумевая множество голосов, и часто употреблялось в значении «плач» (хотя и не как английское слово «cry» - «проливание слез»): ср. с «naergon» - «горестный плач».» (с) «Шибболет Фэанора».
Эти плачи имели форму песен (таким образом эльфы оплакивали Турина, Митрандира).

Умерших эльфов погребали в земле, обычно возводя над ними курган или пирамиду из камней, или просто устанавливая надгробный камень (если было время и место). Оставление тела непогребенным или растерзание его хищными зверями считалось плохим делом.

Известные могилы:
1.Финголфин похоронен на вершине одной из Окружных Гор, над ним его сын Тургон насыпал пирамиду из камней.
2. Финрод похоронен на острове Тол Сирион, на его могилу положен надгробный камень. Хоронили Берен, Лутиэн и бывшие пленники из подземелий Саурона.
3. Белега погребли в Таур-ну-Фуин Гвиндор и Турин. Скорее всего, там была просто могила в земле, ничем не отмеченная. В могилу положили его лук.
4. Финдуилас похоронена у Перекрестья Тэйглина и над ней насыпан курган, который сделали халадины.
5. Глорфинделя беглецы из Гондолина похоронили на перевале Кирит Торонат, тоже возведя над ним пирамиду из камней.
6. Тургон погиб под развалинами своей башни в Гондолине (таким образом, получилась, что у него тоже «пирамида из камней» над могилой).
7. Фингон погребен вместе с другими погибшими в кургане Хауд-эн-Ндэнгин, который насыпали орки.

Про остальных эльфов ничего конкретного неизвестно, но думаю, что с ними, если было кому хоронить и при наличии времени происходило то же самое. Хотя надо отметить, что слово «кладбище» по отношению к эльфам в Легендариуме ни разу не встречается.

Посмертное существование

Когда фэа (душа) эльфа расстается с роа (телом), то тело разрушается, а фэа становится незримой для глаз смертных, хотя она может общаться с другой фэа. После этого фэа слышит «призыв Мандоса», который предлагает ей прийти в Чертоги Мандоса, назначенные для эльфов. Фэа вольна откликнуться на призыв или отказаться от него.

1. Фэа приходит в Чертоги Мандоса

Поскольку эльфам назначено было не умирать до конца Арды, то смерть их является «мнимой». После ответа на призыв Мандоса, фэа некоторое время проводит в Чертогах в ожидании. Протяженность времени, которое они проводят в Ожидании, зависит частично от воли Намо Судии, владыки Мандоса, частично от их собственной воли. В течении этого времени происходит «очищение» души, исправление ее «искажения» и возвращение к естеству. Это «исцеление» фэа происходит как изнутри (с помощью сил самой фэа), так и извне (с помощью Мандоса и других Валар. Но «исцеление извне» происходит только по добровольному согласию самой фэа). «Все, кто приходит в Мандос, подвергаются суду их вины и невиновности в смерти своей и прочих делах и желаниях их телесной жизни; и Мандос определяет для каждого меру и сроки Ожидания. Но в таких случаях Приговор Мандоса не провозглашается в спешке; и даже самых провинившихся долго испытывают, можно ли их исцелить или исправить, ранее, чем выносится окончательный приговор. (Такой, как никогда не возвращаться в мир Живых.)» (с) «Законы и обычаи эльдар»

Добровольное покидание тела (самоубийство) считается «виной» и такие фэар дольше содержатся в Чертогах Мандоса (таким фэар могли и не разрешить воплотиться вновь, поскольку это считалось «искажением фэа»). Также оценивается мера злодеяний при жизни и чем больше эти злодеяния, тем дольше душа находится в Ожидании. Душа Фэанора будет содержатся в Мандосе до Конца Арды, ибо его судьбу будет решать Эру Илуватар. Ни одна душа не может покинуть Чертоги против воли Намо.

Умерший мог остаться в Чертогах Мандоса навсегда (до Конца Арды). Для этого были возможны две причины:
1) Личное желание Умершего. Такое решение приняла Мириэль (хотя потом изменила его) и Финвэ. Финрод считал, что такое решение примет его брат Аэгнор из-за несчастной любви к Андрет.
2) Приговор Мандоса вследствие великих злодеяний при жизни. (Предположительно, это случай Фэанора).

Через некоторое время фэа могла возродиться к новой жизни. Для этого, кроме желания самой фэа, требовалось согласие Намо и благословение Манвэ и Варды. С помощью памяти о теле, которую хранила фэа, Валар создавали новое тело, душа возвращалась в него, и таким образом появлялся Возрожденный (единственный случай, когда фэа вернулась в прежнее тело – это случай Мириэли. Но это исключение, поскольку тело Мириэли оставалось нетленным. Тела же других умерших разлагались и истлевали, таким образом, подобное возвращение было невозможно). Сами эльфы не могли вновь возродиться, используя только собственные силы. Все вновь возрожденные к жизни эльфы оставались в Амане.

«Другие остаются, по желанию или приказанию, феар развоплощенными, и могут лишь созерцать разворачивающуюся Историю Арды издали, не оказывая влияния на нее. Ибо таков приговор Мандоса - лишь те, кто принял жизнь снова, могут действовать в Арде или общаться с феар Живущих, даже с теми, которые некогда были им дороги» (с) Законы и обычаи эльдар.
Живые не могли общаться напрямую с душами в Мандосе, и общение это происходило только посредством Намо или других Валар. Единственная из живых, кому был дан доступ в Дом Вайрэ к ее гобеленам – это возрожденная Мириэль.

Еще два интересных факта о Возрожденных.
«а еще Возрожденные (как говорят) сильнее, и лучше владеют своим телом, и более стойки в горе. Но многие, без сомнения, умерев дважды, не желают возвращения.» (с) Законы и обычаи эльдар

«Воскресшее тело (по крайней мере, у эльфов) было в определенном смысле бестелесным. Но если оно могло при желании преодолевать материальные преграды, оно могло также и создавать их. Воскресшее тело можно потрогать. А если оно хочет, оно может просто ускользнуть - исчезнуть. Его положение в пространстве зависит от желания хозяина» (с) Примечания к «Атрабет Финрод ах Андрет»

В хрониках известны три Возрожденных эльфа – Мириэль, Финрод Фелагунд и Глорфиндель (случай Лутиэн я здесь не рассматриваю, ибо он исключителен со всех точек зрения. Стоит только отметить, что в выборе, предложенном Лутиэн Валар, упоминалось о возрождении в Валиноре). Из них лишь Глорфиндель вернулся в Средиземье для помощи в борьбе с Сауроном. Хотя возрождение других эльфов (поименованных или безымянных) и не отмечено, но ясно, что в Валиноре это было достаточно обычным делом. Так что, вероятнее всего, все любимые нами персонажи ныне живут в Валиноре, наслаждаясь покоем и счастьем (исключение составляют только Фэанор, Финвэ, и вероятно, Аэгнор.) Я, правда, несколько сомневаюсь и в возрождении сыновей Фэанора (пожалуй, кроме Маглора) и Маэглина с Эолом, но это только мое частное мнение (как раз по принципу – «совершение великого зла», а Маэдрос - еще и самоубийство). Кстати, интересно, что упоминание возрождения Финрода Фелагунда, по моему мнению, обусловлено не столько литературными требованиями (как в случаях с Мириэлью и Глорфинделем), сколько тем, что Профессор решил (это мое предположение) справедливо вознаградить Финрода за его заслуги и отметить его среди других эльфов. Хотя это упоминание все же играет свою литературную роль в повествовании – как пример избавления от Проклятия Мандоса через «праведные» подвиги и самопожертвование. Стоит также отметить, что пребывание Финрода в Мандосе было кратковременным (что означает практически отсутствие изъянов в его фэа). Из этого я делаю вывод, что Финрод Фелагунд в истории с Сильмарилем ВСЕ СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО по мнению автора (и моему).

2. Фэа не приходит в Чертоги Мандоса

Как уже было сказано, ответ на призыв Намо явиться в Чертоги Мандоса является добровольным. Фэа вольна отвергнуть его и остаться в Средиземье. Такую фэа называют еще Бездомной. Особенно часто отказываются от этого те эльфы, что отвергли призыв Валар прийти в Аман (то есть, авари).

«Более редки были отказы от него (призыва Мандоса) в древние времена, пока Моргот был в Арде или его слуга Саурон после него, ибо тогда феа развоплощенная бежала бы от страха Тени в любое убежище - разве что она полностью вверилась бы Тьме и ушла бы в ее царство. Подобным образом те из эльдар, кто был развращен, отвергали призыв, и потому у них было мало сил, чтобы противиться зову Моргота» (с) «Законы и обычаи эльдар»
«Но может показаться, что в последующие дни становилось все больше и больше эльфов, будь они из Эльдалиэ или из другого народа, которые остались в Средиземье и теперь отвергают призыв Мандоса, и бродят бездомными по миру*, не желая покинуть его40 и бессильные жить в нем, ища убежища среди деревьев, источников или потайных мест, которые они некогда знали. Не все из них добры и незапятнаны Тенью. На самом деле отказ последовать призыву есть сам по себе знак порчи». (с) «Законы и обычаи эльдар»
Любопытно здесь замечание о «зове Моргота». Надо полагать, что Моргот пытался привлечь такие бездомные души к себе на службу, и судя по тому, что отказ повиноваться зову Мандоса – «знак порчи», это ему должно было иногда удаваться.

Такие Бездомные души бродили по Средиземью и иногда пытались общаться с Живыми. Но общение это опасно для Живых. Эти Бездомные могут быть запятнаны злом (а значит их слова и советы могут быть пагубны). «Ибо бродящий по миру Развоплощенный - это тот, кто по меньшей мере отказался от врат в жизнь и которому остались лишь сожаление и жалость к себе. Некоторые из них исполнены горести, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Властелином и продолжают его работу, хотя самого его нет. Они не скажут правды или мудрости». (с) Законы и обычаи эльдар

Но к тому же Бездомные могут попытаться занять тело Живого.
«Ибо один из жаждущих Бездомных, принятый в друзья Живущим, может попытаться изгнать феа из ее тела, и в поединке овладеть телом, возможно, серьезно повредив ему, - если законный обитатель не отстоит его. Еще Бездомный может просить приюта, и если обретет его, попробует поработить его хозяина и подчинить себе его волю и тело ради своих целей. Говорят, что Саурон делал такое и учил своих последователей, как добиваться этого». (с) Законы и обычаи эльдар
Попытки же привлечь таких Бездомных себе на службу тоже зло, и желание это идет от Моргота. Саурон, по всей видимости, это делал (недаром одно из его прозвищ – «Некромант»).


Люди*

Людям был присущ Дар Эру – так называли смерть. Но это была смерть не насильственная и не от болезни, несчастного случая или горя – такая смерть всегда считалась последствием Искажения Арды. Даром же Эру была добровольный уход из жизни по собственной воле, когда человек чувствовал, что срок его пребывания на Арде подошел к концу. Люди не были привязаны к Арде, как эльфы. В «Атрабет Финрод ах Андрет» Финрод на основании слов Андрет приходит к выводу, что согласно Замыслу Эру люди должны были уходить из Арды во плоти (аналог Успения Девы Марии). Однако в самом начале своей истории люди пали, соблазненные Морготом и утратили эту способность (под падением понимается добровольная служба Морготу). После этого люди могли покидать Арду только в качестве фэар, оставляя плоть на земле.

* К людям относятся и хоббиты.

«умереть так, как было предназначено непадшим созданиям: ушедшие переходили в новое состояние, позволяющее достичь большей мудрости и душевного покоя, исцелиться от всех душевных и телесных ран и, наконец, отдать свою душу: [я знаю, как это звучит, но что делать, если тут так написано!] умереть добровольно, и даже желая этого, умереть в "эстэль"». (с) Атрабет Финрод ах Андрет

Так умирали первые благие поколения нуменорцев до Падения Тени, так умерли Арагорн и Арвен. Так умерли Бильбо и Фродо на Тол Эрессеа. Я так полагаю, что это было похоже на засыпание. Недаром говорится, что Арвен уснула на вершине Керин Амрота.

Но Моргот исказил этот Дар, внушив людям страх перед смертью. И падшие люди стали бояться смерти и пытаться всячески отдалить ее. Уже никто не помышлял о «добровольной смерти», даже одряхлев и выжив из ума люди цеплялись за жизнь и готовы были практически на все, чтобы стать бессмертными. Поздние нуменорцы пытались найти средство, чтобы стать бессмертными или хотя бы продлить жизнь. Именно на этот крючок бессмертия Саурон поймал тех людей, что стали Призраками Колец, назгулами. Именно мечтой о бессмертии Саурон соблазнил Ар-Фаразона и побудил его напасть на Валинор, обманом убедив его, что эта земля сама по себе дарует бессмертие (что было неправдой).

Сами же люди тоже считали, что изначально они были бессмертны, и только потом Мелькор исказил их, сделав смертными. Но скорее всего, это была ошибка, ибо Мелькору не под силу так исказить Детей Эру.

Причины смерти

К причинам смерти характерным для эльфов (оружие, несчастные случаи, яды) прибавляются еще болезни и смерть от старости (смерть от старости была подобием использования Дара Эру). Люди исцелялись хуже эльфов. Смерть «от горя» тоже была им присуща (так умерли от тоски по погибшим мужьям Риан, Глорвэндиль, Теодвин), хотя, вероятно, менее, чем эльфам. От «принуждения к браку» люди не умирали (если не кончали жизнь самоубийством). Самоубийства среди людей тоже осуждались, хотя подобных случаев было больше, чем у эльфов. Самоубийцами были Аэрин, Ниэнор, Турин, вероятно, Хурин, Денетор.

Погребальные обряды и могилы
Здесь речь пойдет только об эдайн, ибо о других народах нам ничего не известно.
Погребальные обряды и способы захоронения людей Первой Эпохи были аналогичны эльфийским. Так же люди оплакивали умерших, хороня их в курганах или обычных могилах с надгробным камнем. Часто в могилы клали оружие погибших (это касается мужчин). Орков и чудовищ (например, дракона Глаурунга или крылатую тварь Короля-Чародея) обычно сжигали. В «Хоббите» говорится о том, что Беорн насадил головы орков и варгов на колья и поставил их недалеко от своего дома.

Могилы Первой Эпохи

1. Тур Харета или Хауд-эн-Арвен (Курган Владычицы) в лесу Бретиль – могила Халет, владычицы халадинов. Курган.
2. Берен похоронил Барахира, Барагунда, Белегунда и их товарищей у озера Тар Аэлуин. Над могилой отца он возвел небольшую пирамиду из камней.
3. Могила Турина и Морвен. Возведена халадинами и эльфами Маблунга на берегу Тэйглина у Кабед Наэрамарт. Курган. Турина похоронили вместе с обломками его меча Гуртанга. На могиле был поставлен камень с надписью «Турин Турамбар, Погибель Глаурунга», а ниже «Ниэнор Ниниэль». Но Ниэнор там не было, ибо она бросилась в Тэйглин и тела ее не нашли. Здесь же Хурин похоронил Морвен и добавил надпись «Здесь лежит также Морвен Эледвен». Эта могила не утонула, при затоплении Белерианда и далеко в море на западе от Средиземья лежит небольшой одинокий остров под названием Тол Морвен.
4. Хуор был погребен с другими убитыми в кургане Хауд-эн-Ндэнгин.

Могилы Второй Эпохи

Нуменорцы воздвигали для своих мертвых каменные гробницы. После того, как на Нуменор пала тень, эти гробницы становились все пышнее и больше, и превосходили размерами дома живых. Мертвых обычно бальзамировали, и они оставались нетленными.
Мертвых королей и королев Нуменора хоронили у подножия Менельтармы. Погребения были очень богатыми, написано, что мертвецы лежали «на золотых ложах».
Ар-Фаразон и его воины, напавшие на Валинор, лежат погребенные обвалившимися горами на побережье Амана, в Пещерах Забытых. Говорится, что они будут там лежать до Конца Арды.

Могилы Третьей Эпохи

Арнор и Гондор
1. На холме Амон Анвар, на юге Гондора у гор Эред-Нимрайс, был похоронен Элендиль, первый король Арнора и Гондора. На вершину холма вела каменная лестница. На вершине был небольшой холмик, заросший алфирином, а на нем лежал черный камень. На камне были выбиты три знака имени Элендиля: ламбе, андо, ламбе (Л-НД-Л). Гора эта считалась святыней и никто не дерзал подниматься туда кроме наследников Элендиля, наместников Гондора и тех, кого они приглашали с собой. На этой могиле была дана клятва в вечной дружбе и союзничестве между Гондором и Роханом, ее произнесли Кирион, наместник Гондора и Эорл, король Рохана.
2. Тело Исильдура не было найдено дунэдайн. Однако есть предположения, что его останки нашел Саруман (во всяком случае, он нашел футляр от Кольца и Элендильмир Исильдура), и, возможно, сжег его в своей печи, что считается позорным деянием.
3. Усыпальницы королей и наместников в Минас-Тирите. Они располагались под склоном Миндоллуина, на улице Рат-Динэн (Улица Тишины). Усыпальницы королей были отделены от усыпальниц наместников. Крыши у них были в виде куполов. Короли и наместники были похоронены внутри зданий-усыпальниц в мраморных гробницах, на крышке каждой лежала каменная фигура похороненного там, со сложенными руками. Денетор хотел сжечь Фарамира и сгорел сам, но непохоже, чтобы подобные погребальные обряды практиковались в Гондоре. Скорее, это были обряды неких древних народов людей Средиземья. В Усыпальнице Королей был похоронен и Арагорн. Там же, среди великих людей Гондора, покоились и Перегрин Тук и Мериадок Брендискок, которые провели остаток жизни и умерли в Гондоре.
4. Похороны Боромира. У Арагорна, Гимли и Леголаса не было времени и подходящих камней, чтобы похоронить Боромира под пирамидой из камней. Поэтому они решили положить его в лодку и отправить вниз по течению Андуина, дабы «никакая злая тварь не осквернила тела». (Кстати, интересно отметить, что по некоторым данным подобным же образом хоронили своих умерших нуменорцы). Вместе с ним были положены его оружие, рог, и оружие поверженных им врагов. В честь Боромира Арагорн и Леголас поют песню.
4. Упокоища. Это были могильные курганы, в которых покоились знатные воины и владыки Артедайна, Кардолана и Рудаура из дунэдайн. В этих курганах лежали оружие и сокровища, похороненные вместе с владыками. Но говорят, что эти курганы были насыпаны еще в Первой Эпохе людьми, родственными эдайн, но не перешедшими Синие Горы.

Рохан

Рохиррим хоронили своих умерших в курганах. Курганы, в которых покоились их короли, располагались вдоль дороги, ведущей в Эдорас, недалеко от города. На них росли цветы симбельминэ. Рохиррим с большим уважением относились не только к людям, но и к лошадям и тоже хоронили их рядом с хозяевами, если те погибали или умирали вместе (естественно, речь не идет о жертвоприношениях на могилах!). Например, Фелароф, конь Эорла, похоронен рядом со своим хозяином. После боя с отрядом орков недалеко от Фангорна, рохиррим тоже похоронили своих павших в кургане, поверх которого были воткнуты копья погибших, а рядом похоронили убитых лошадей.

Загробное существование

После смерти душа человека отделялась от тела и направлялась в Чертоги Мандоса, но место их ожидания отличалась от места ожидания эльфов, так что, по идее, фэар людей и эльфов после смерти не встречались. В отличие от эльфов, фэа человека не могла отказаться последовать Зову Мандоса (кроме исключительных случаев, которые будут рассмотрены ниже). Что случалось потом с фэар людей – не знает никто, кроме Мандоса и Манвэ, известно только, что они уходили за Пределы Мира. Предполагается, что души людей уходили прямо к Эру, но что там с ними происходило – неизвестно.
Люди не воскресали от смерти, как эльфы. Единственное исключение – это Берен, но это было сделано лишь по просьбе Лутиэн и с разрешения Эру Илуватара. Но даже от Берена неизвестно ничего о людских Чертогах Мандоса.

Призраков иногда можно было увидеть. Арагорн и Серый Отряд видели Мертвых из Дунхарроу, а Берену во сне явился призрак убитого Горлима.

Нам известны два случая, когда люди не следовали призыву Мандоса.
1. Мертвые из Дунхарроу. Это были люди из горских племен, которые дали клятву выступить на помощь Исильдуру против Саурона и не сдержали ее. Постепенно весь их народ выродился и вымер, живя в бесплодных горах. Но духи их остались обитать там. Надо полагать, что именно несдержанная клятва держала их в Средиземье, мешая уйти в Чертоги Мандоса. Как только они выполняют ее, помогая Арагорну, наследнику Исильдура, они уходят.
2. Назгулы, Призраки Кольца. Их удержала в Средиземье воля Саурона и сила Девяти Колец Власти и Единого Кольца. Хотя их и нельзя назвать полностью «мертвыми» - ведь плащи могли окутывать их, придавая форму, они могли пользоваться оружием и другими материальными предметами – таким образом, они отличаются от обычных фэар умерших людей. С другой стороны, конечно же, они не были и «живыми», например, их нельзя было убить обычным оружием и увидеть обычным зрением. Думаю, что процесс их постепенного развоплощения был сродни истаиванию эльфов. Неясно, что произошло с ними после их окончательной гибели – на поле Пеленнор (Король-Чародей) и в огне извергающегося Ородруина (восемь остальных назгулов). Я полагаю, что они освободились от своей «нежизни-несмерти» (поскольку было уничтожено Единое Кольцо) и в качестве уже настоящих фэар умерших ушли-таки в Чертоги Мандоса.


Гномы

Гномы по природе своей тоже смертны, как и люди. Не совсем, правда, ясно, был ли им дан Дар Эру, но однозначно известно, что они не были бессмертны.
Причины смерти
То же самое, что и у людей. Но гномы были более стойки и к ранам, и к болезням, и исцелялись лучше людей (но хуже эльфов). Неясно, была ли у них «смерть от горя», надо полагать, что гномы были слишком трезвы и прагматичны для подобного. По той же причине, вероятно, были редки среди них и самоубийства. В хрониках нам неизвестны случаи, когда гном покончил бы с собой.

Погребальные обряды
У гномов практиковались погребальные шествия. Они шли медленно, неся тело умершего и пели при этом погребальную песнь. Хоронили умерших в пышных каменных гробницах (не в земле). Однако после битвы в Азанулбизаре, в которой погибли множество гномов, у живых не было времени возводить для каждого подобающую могилу. Все тела собрали вместе и сожгли на нескольких огромных кострах, хотя это не было в обычаях у подгорного народа. Еще одна особенность – на могилах вырезали только «внешние», всем известные имена гномов. Свои настоящие имена на языке кхуздуле (родном языке гномов), они не открывали никому и не писали даже на могилах.

Могилы

1. Могила Балина в Мории. Она была расположена в большой квадратной комнате и выглядела так: продолговатый камень двух футов в вышину с белой каменной крышкой. На ней были вырезаны (рунами Кирт) слова: «Балин, сын Фундина. Владыка Мории».
2. Могила Торина. Его похоронили глубоко под Одинокой Горой вместе с алмазом Аркенстоном и мечом Оркристом.
Загробное существование.
О загробном существовании гномов известно еще меньше, чем о людях. Эльфы считали, что гномы после смерти «возвращаются в камень и землю, из которой были сделаны», но надо полагать, это мнение является ошибочным. У гномов есть фэар, которыми их наделил Эру Илуватар. Сами гномы полагают, что Аулэ собирает души умерших в особых Чертогах Мандоса, и что в Конце Арды Эру примет их в число своих Детей. Тогда они будут служить Аулэ и помогать ему восстанавливать Арду после Последней Битвы. Также гномы считают, что семеро Праотцев Гномов возвращаются к жизни в своих потомках и вновь носят свои имена.

Орки

Про этот народ ничего определенного сказать нельзя, поскольку неясно их происхождение. Можно только сделать некоторые предположения.

1. Орки происходят от эльфов.
В этом случае у орков имелись фэар и при этом у них была та же судьба, что и у эльфов – жить до конца Арды (поскольку Мелькор не смог бы изменить их судьбу). Получается, что орки должны быть также бессмертны и их можно только убить. Однако лично я полагаю, что орки не могли жить так же долго, как эльфы. Дело в том, что их природа была искажена и как сломанный механизм служит менее долго, чем исправный, так и орки не могли быть наделены тем же долголетием, что и эльфы. Надо полагать, что они тоже умирали от болезней и старости, как и люди, хотя и были выносливее и неприхотливее их. Тем более это вероятно, если в орках была и людская кровь. Так что версия о якобы «бессмертных» орках (с бессмертием, унаследованным от эльфов) кажется мне несостоятельной. Что касается посмертия – Толкин говорил о неких Чертогах Мандоса для душ орков, в которых они содержатся до Конца Арды. Но впоследствии Профессор отказался от концепции происхождения орков только от эльфов

2. Орки происходят от людей.
В этом случае причины их смерти аналогичны людским, но живут они меньше. Толкин писал, что орки живут не более 60-70 лет. Посмертие – аналогично вышесказанному. Толкин говорил, что примесь крови эльфов здесь так же возможна.

3. Орки – животные, не обладающие собственной волей.
В этом случае причины смерти и продолжительность жизни та же, что и в п. 2. Поскольку при такой концепции душ у орков нет, то нет и никакого посмертия, и смерть тела для них есть конец всякого существования.

4. Орки – майяр в физическом теле, служащие Морготу.
В этом случае они были «бессмертны» и их можно было только убить. Но Толкин считал, что таковыми могли быть только некоторые орки и их было довольно мало. Что касается их посмертия, то:
«Производя потомство, они (ср. Мелиан) [становились] все более "приземленными" и теряли способность возвращаться в состояние чистого Духа (хотя бы в обличье демона), пока их не освобождала смерть; кроме того, их сила заметно умалялась. Будучи убитыми, они (подобно Саурону) должны стать "проклятыми", то есть бессильными, бесконечно исчезающими: сохраняя ненависть, они не могут воплотить ее в реальное действие. (Такие духи, умершие в обличье орка и сильно ослабевшие, могли бы стать полтергейстом.)» (с) «Преображенные мифы».
Здесь же Толкин говорит, что фэар для орков «не предусмотрены».
В общем и целом, вопрос этот остается открытым, чрезвычайно запутанным и противоречивым.

Могилы и погребальные обряды

Тут тоже можно сказать мало чего определенного. Скорее всего, максимум, что делали орки для своих сородичей – это хоронили в неглубоких могилах, без всяких обрядов, камней и надписей. Но я думаю, что в большинстве случаев, если не было приказаний сверху, они бросали тела непогребенными, забирая все ценное (вероятно, были и случаи людоедства, точнее «оркоедства»). Во всяком случае, останки орков в Мории в Летописном чертоге валялись там, где их застала смерть, то есть, живые сородичи не озаботились их похоронить. Что касается тел врагов (людей, эльфов, гномов и т.д.), то орки могли специально глумиться над мертвыми – из присущей им злобности или для того, чтобы сломить дух живых врагов. Часто тела скармливали волколакам. Убитых людей и эльфов орки могли есть и сами (во всяком случае, орки Сарумана хвастают, что он кормит их человечиной) . Тело Трора, бывшего владыки Мории, орки разрубили на куски и скормили воронам. Воинам Гондора, убитым в Осгилиате, орки отрубили головы и выжгли на лбу знак Багрового Ока, а потом швыряли эти головы из катапульт в Минас-Тирит. Моргот после того, как убил Финголфина, тоже хотел разорвать его и скормить волколакам, но этому помешал орел Торондор. А после Нирнаэт Арноэдиад орки собрали всех убитых людей и эльфов в курган Хауд-эн-Ндэнгин. Это произошло по приказу самого Моргота. Позже орки страшились этого кургана и опасались ступать на него.