Самоуправление. От Каменного Века и Средневековья до начала и середины 20-го века
Каменный век.
Племя североамериканских индейцев ирокезов жили родами, являвшимися, среди известных науке, наиболее ярко выраженными образцами материнского рода. Отдельные роды были организованы в более широкие объединения. Индейцы называли такие объединения родов внутри племен братствами. Индейский термин “братство” аналогичен древнегреческому слову “фратрия”. Фратрии образовывались из двух начальных родов, составлявших вместе первичное племя. В условиях экзоганного брака, исключавшего брачные связи между сородичами, нельзя было жениться в пределах своей фратрии. Поэтому фратрии были связаны между собой преимущественно посредством брачных союзов.
Потеряв свое регулирующее значение в сфере брачных отношений, фратрия, однако, сохранила важную организующую роль как во внешней, так и во внутренней жизни родовых общин. Две фратрии организовывали общеплеменные торжества-праздники, выступали друг против друга во время игр и состязаний. В случае смерти выдающихся представителей племени, фратрия, к которой принадлежал усопший, участвовала в похоронах, оплакивая его, в то время как другая фратрия несла на себе все заботы по устройству похоронных церемоний.
Самоуправление в Средневековье.
В средние века горожане боролись за обретение городского самоуправления и прав. Исход этой борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй.
Представительным органом граждан являлся обычно городской магистрат или городской совет, состоявший из бургомистра и других членов. Этот орган находился под контролем гильдий купцов и верховной власти.
Правовую основу городского управления составляло первоначально присвоенное, а позднее все более и более автономно создаваемое городское право.
В Новгородской республике существовала республиканская форма правления, которая была сформирована в 1136 году после изгнания князя Всеволода Мстиславича.
Верховным органом власти в Новгороде было народное собрание-вече. Оно избирало князей, владык, сановников, управляющих делами Новгорода, устанавливало новые законы, устанавливало договоры с иноземцами, решало вопросы о переговорах.
Самоуправление в 20-ом веке.
В начале 20-го века в России происходило развитие городского самоуправления. Оно было инегрирующим фактором, соединявшим цензовое население в рамках муниципального образования.
Местное самоуправление создавало возможность решения общих задач независимо от сословной и национальной принадлежности и политических взглядов.
Однако рамки осуществления этих функций постоянно менялись. После революционного всплеска общества в октябре 1905-го года государство пообещало поделиться частью власти с обществом.
На осуществление функций местной власти стали претендовать и новые органы-Советы и Коммуны.
В период между революционными 1905 и 1917 гг. система местных органов власти постепенно возвращалась к статусу, который она имела после контрреформ Александра Третьего.
Перестройка деятельности советов началась с их организованного укрепления. На 8-ом Всероссийском съезде Советов, в декабре 1920 года, было признано необходимым образовать городские Советы во всех поселениях городского типа, регулярно проводить перевыборы Советов, созывать съезды Советов и заседания исполкомов в устроенные сроки. Съезд обязал местные органы обсуждать все основные вопросы местной жизни, а членов Советов активно участвовать в выполнении принятых решений и регулярно отчитываться перед избирателями.
26 января 1922 года ВЦИК утвердил положения о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа, об уездных съездах Советов и их исполнительных комитетах, о волостных съездах Советов и волостных исполняющих комитетах и о сельских Советах.