Драконы в мифах разных народов
В мифах разных народов фигурировали драконы — чудища-рептилии. В преданиях их наделяли крепкими когтистыми лапами, собачьими головами или даже горбами, как у верблюдов. Но у всех драконов есть общие черты: мощные крылья и умение дышать огнем.
Образ дракона — мифологического огнедышащего чудовища с крыльями — издревле встречается в фольклоре разных стран. Немаловажную роль сыграло сходство сказочного существа со змеей. А оно, в свою очередь, связано с древнейшими верованиями о священных животных. Со временем в поверьях образ мифологической змеи дополнили черты других земных созданий — в основном птиц: так и появились драконы.
"Змей есть механическое соединение из нескольких животных. Он представляет собой такое же явление, как египетские сфинксы, античные кентавры и т. д. Изображения змея в искусстве показывают, что наряду с основным видом его (пресмыкающееся + птица) он может слагаться из очень разных животных, что в его состав входит не только крокодил или ящер и птица, но и пантера, лев, козел и другие животные, что он состоит из двух, трех, четырех животных.
Владимир Пропп. «Исторические корни волшебной сказки»
Главный дракон русского фольклора — Змей Горыныч о трех, шести или даже девяти головах встречался в старинных былинах и сказках. Он олицетворял собой злое начало, персонажа называли «поганым» и «лютым» змеем. Горыныч охранял древние клады и похищал юных царевен, брал в плен князей и богатырей. В сказках упоминали, что злодей жил в пещерах с богатствами, земляных норах или на камне посреди моря.
"Так, на севере России, мрачном, лесистом, суровом, народная фантазия помещала пещеру змеи аспиды, змеи крылатые с птичьим носом и с двумя хоботами — эта пестрая змея живет в отдаленных печорских горах, не садится на землю, а на камень, а куда полетит, может всю землю опустошить.
Николай Костомаров. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа»
В славянских верованиях упоминался и другой злой дух, схожий с драконом, — летающий Огненный змей. По поверьям, он являлся по ночам к женщинам, которые сильно тосковали по умершим мужьям. На земле демон якобы принимал вид покойного супруга, проводил со вдовой ночь, а после та заболевала или сходила с ума: визит лишал ее жизненных сил и здоровья. Еще этого злого духа называли змей-любак или маньяк (от слова «манить»). Считалось, что вдовы могли не поддаться на чары и опознать демона: он не мог правильно выговаривать имена христианских святых.
"К некоторым женам и девицам летают ночью огненные змеи, то есть воздушные дьяволы, и имеют с ними плотское совокупление, от чего те женщины весьма худеют. Проезжающие в зимнее время ночью поля видят падающие с неба звезды, кои также почитают за оных же дьяволов, и крестятся, произнося сии слова: «Аминь, аминь, рассыпься!»
Михаил Чулков. «Абевега русских суеверий»
Зилант (Зилан) — мифический крылатый дракон, который, по поверьям, обитал в окрестностях Казани. Чудище упоминается в двух легендах — и как положительный, и как отрицательный персонаж.
По первому поверью, Зилант был покровителем Казани и защищал ее границы от захватчиков. А по второму, он считался змеиным царем и еще до основания города жил на его территории в горной пещере. Жители окрестностей собрались изгнать чудовище и подожгли гору. В пожаре погибли все змеи, подданные Зиланта, на освобожденном месте построили город. Однако сам Зилант уцелел, поселился на другой горе, неподалеку, и жил там, пока его не победил местный смельчак.
Сказители наделили Зиланта не совсем классическими чертами дракона: ему приписывали голову собаки, тело и лапы птицы, длинный хвост змеи и рога. По поверьям, тело чудища было черным, а крылья — огненно-алыми.
Изображение Зиланта стало эмблемой Казанского царства, а позже образ перекочевал на герб Казани. Сейчас на нем изображен черный дракон в золотой короне, с красными крыльями и золотыми лапами. Образ Зиланта можно найти на фасадах зданий, флюгерах и в городских скульптурах. Его упоминают даже на сайте правительства Казани: «Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость».
Драконы В Библии
В Библии дракон символизирует зло, хаос и разрушение. Он часто ассоциируется с дьяволом и представляет собой силы тьмы, которые противостоят Богу и его народу. В Книге Откровение дракон упоминается как мощное и страшное существо, что указывает на присутствие духовной войны и борьбы между добром и злом.
В греческой литературе дракон также изображается как грозное и мифическое существо, часто охраняющее сокровища и обладающее огромной силой. Это отражает символизм власти и суверенитета, а также необходимость преодолевать препятствия и трудности.
Если углубиться, то дракон занимает важное место в романах о Гарри Поттере, где он изображается как магическое и внушающее благоговение существо, сочетающее в себе как опасность, так и чудо.
Скрытое в Библии предупреждение об излишествах современного мира, связанное с концепцией драконов, - это напоминание о том, что нужно остерегаться соблазна власти, материализма и искушений. Оно служит предостережением об опасности поддаться жадности, гордости и эгоистичным желаниям, что может привести к духовному и моральному падению.
Драконы в Библии символизируют монстров, которые противостоят Богу, особенно в Ветхом Завете. Они часто ассоциируются с хаосом, разрушением и злом. В Новом Завете драконы изображаются как противники дьявола. Негативные коннотации, связанные с драконами в Библии, подчеркивают их роль как угрозы божественному порядку, установленному Богом. Их поражение Богом означает Его высшую силу и власть над всеми силами зла. Это служит напоминанием о торжестве добра над злом и окончательной победе Божьего царства.
Примеры драконов, упоминаемых в Библии, - Таннин, Рахаб, Бегемот и Левиафан. Таннин часто ассоциируется с морскими чудовищами, олицетворяя хаос и злые силы глубин. Рахаб изображается как символ бунтарства и противостояния Богу. Бегемот и Левиафан - могущественные существа, подчеркивающие Божий суверенитет и могущество в их поражении.
Драконы в Библии символизируют противоборствующие силы зла, которые бросают вызов Божьей власти. Их победа над Богом подчеркивает Его превосходство и торжество добра над злом.
*Драконы символизируют силы, противостоящие Богу
*Их поражение символизирует высшую силу Бога.
*В качестве примера можно привести Таннин, Рахаб, Бегемот и Левиафан.
В библейском контексте драконы часто трактуются по-разному, символизируя как высшее зло, так и могущество Бога. С одной стороны, драконы воспринимаются как представители высшего зла, часто ассоциирующиеся с сатаной, противником Бога. В книге "Откровение" великий дракон отождествляется с древним змеем, дьяволом или сатаной, который обманывает весь мир.
Однако драконы также символизируют силу Бога. В книге Исход Бог проявляет Свою силу, превращая посох Аарона в змея, который проглатывает змей фараоновых магов, демонстрируя Свою власть над злом. В 74-м псалме Бога восхваляют за то, что Он сокрушил головы Левиафана, многоголового морского чудовища, похожего на дракона, олицетворяя Его превосходство над всеми силами зла.
В библейском изображении Египта фараон часто изображается как семя змея, вступающее в конфликт с Божьим народом. Эти образы позиционируют фараона как дракона, антагониста и противника народа Божьего. В Иезекииле 32:2 язык, используемый для описания фараона как огромного чудовища, дракона в морях, еще больше подчеркивает это изображение.
Кроме того, эпизод с превращением посоха Аарона в змею, проглотившую посохи фараоновых магов, ярко иллюстрирует фараона в образе дракона. Это символизирует борьбу за власть между Богом и египетским правителем, где змея олицетворяет власть фараона, а змей - большую силу Бога.
Символическое значение головного убора фараона в виде кобры совпадает с этим образом дракона, олицетворяя власть фараона и его божественный статус. Однако в истории об Исходе этот символ власти подвергается прямому нападению, когда Божья сила преобладает над фараоновой, что усиливает библейское изображение фараона как дракона, находящегося в конфликте с Божьей волей.
В Египте образы драконов тесно связаны с египетским змеем, который занимал важное место в их культуре. Мы можем вспомнить могущественный эпизод в книге "Исход", когда посох Аарона превратился в змею, подчеркивая борьбу за власть между Моисеем, представляющим божественное начало, и фараоном, символизирующим земную власть. Кроме того, символизм головного убора фараона в виде кобры еще больше подчеркивает связь между фараонами, властью и образами драконов в Древнем Египте.
Некоторые легенды, в которых символ дракона используется как символ мудрости:
Корейские мифы. В них дракон Рён считается воплощением мудрости и добрых сил. Он живёт у воды, насылает на землю дождь, покровительствует рисовым полям.
Китайская культура. В ней драконы высоко почитаются как символы мудрости и силы. Считается, что они приносят удачу и процветание и часто ассоциируются с императором и императорской семьёй.
Кельтская мифология. Древние кельты верили, что драконы обладают даром видения, мудрости и пророчеств. Они были хранителями всего знания и мудрости.