Пропустить до основного содержимого


Ŧы₂


Это моя попытка осмыслить само-рефлексивность и многопорядковость по опыту практики и поделиться этим осмыслением. Предупреждаю, что попытка творческая, и может оказаться не под стать ожиданиям тех, кто ценит своё время. Информативностью этот материал не богат.

Само-рефлексивность и многопорядковость – это понятия общей-семантики, которые долгое время "не давали мне покоя". Согласно Альфреду Коржибски, основателю общей-семантики, так и должно быть. Если они не дают покоя, значит ты их применяешь, – на практике испытываешь – знаешь ты об этом или нет.

Перед прочтением вспомни, что не даёт тебе покоя. Возможно, ты испытываешь само-рефлексивность, которую следовало бы упорядочить. Советую начать, например, с извечного вопроса, который ты, готов поспорить, задавал и задашь себе не раз: "Нахер ты это сделал?" Мой опыт показывает, что понимание-применение само-рефлексивности-многопорядковости помогает над ним работать и учиться не вставать перед ним вынужденно "каждый херов раз".


Я поделюсь своим детским сновидением, в котором, думаю, смогут поставить себя на моё место большинство читателей.

Я нахожусь в прихожей своей квартиры, открываю входную дверь, выхожу на лестничную клетку и начинаю подниматься на этаж выше. На полпути по первому пролёту, когда из-за второго показывается дверь квартиры напротив на этаже выше, я замечаю, что с ней что-то не так, да так не так, что я не могу объяснить, как. Я вижу-ощущаю в ней какое-то 'не так', и яснее чем "не так" назвать это не могу. Смотрю на эту дверь, и неспокойно мне, тревожно.

Она как-то не так выглядит?

Нет. Вроде бы, как всегда. Или…

Она находится не там, где обычно?

По-моему, нет. Или…

В этот момент до меня доходит, что дверь напротив этажом выше – это та же самая дверь на моём этаже, — соседская, напротив двери в мою квартиру. Причём распознал я это сразу, как её увидел. То есть, доходит до меня не факт того, что эта та же дверь, а то, что этот факт должен меня смущать и настораживать.

Сновидения – странная штука. Слов не хватает, чтобы их объяснять.

Теперь представь себя в подобной ситуации – на своей лестничной клетке. Если ты по факту живёшь на последнем этаже, не проблема. В сновидении этажи можно достроить как вверх так и вниз. Число "этажей", о которых мы говорим здесь, неопределенно велико.

Спустя много лет с ночи сновидения, я разрешаю себе думать, что неспокойствие и тревогу я испытывал не от того, что видел-ощущал в двери напротив этажом выше, а от того, что тогда не увидел и не осознал до степени рационализации, то есть не сумел объяснить себе словами. Напротив той двери этажом выше, которая испугала меня своими едва различимыми отличиями от 'той же' двери этажом ниже, была дверь в мою квартиру, но этажом выше.

Путано?

Да. Это потому что словами. Давай, я лучше нарисую (и проиндексирую), хотя бы, чтобы сократить обозначения.

На этаже 1 слева находится "моя дверь"₁, через которую я вышел на лестничную клетку в своём сновидении.

На этаже 1 справа находится "соседская дверь"₁, о которой я вспомнил, когда увидел "соседскую дверь"₂ на этаже 2.

На этаже 2 слева, предположительно, находится "моя дверь"₂. На рисунке я не добавил к ней деталей, потому что в сновидении не видел её и не думал о ней, а испытывал тревогу, глядя на "соседскую дверь"₂.

Что вызвало эту тревогу?

Тогда я не знал, но сегодня рационализую, что тревогой я отреагировал на пропуск через мою нервную систему того 'факта', что существует, поскольку я её вижу, такая штука как "соседская дверь"₂ – похожая на "соседскую дверь"₁, но чем-то от неё отличная. "Соседская дверь"₂ скользнула меня в мысли, что за ней живут соседи₂, и что они, как их дверь, тоже выглядят и ведут себя знакомо, почти так же как соседи₁, к которым я привык, которых знаю, но чем-то отличаются от них. За этим 'фактом' последовало заключение, что раз существует "соседская дверь"₂, то, стоит мне подняться выше на второй пролёт, как из-за третьего покажется "моя дверь"₂, которая всё это время находилась надо мной.

За этим осознанием последовал пугающий своей логичностью вопрос:

Кто живёт за "моей дверью"₂?

Вышеописанных рассуждений в сновидении и долго после него не было. Я их выдумал впоследствии, потому что не-объяснённость тревоги, которую я действительно испытывал, не давала мне покоя. Она не позволяла рассуждать в поисках рабочих объяснений, которыми удалось бы рационализовать и тем самым успокоить тревогу. Рационализация с точки зрения множества порядков, невзирая на свою выдуманность, сработала.


Предположим, ты осознал, что ты – не единственный 'ты'. Есть ты₂. Ты₂ живёшь на этаже₂ выше от твоего₁. Задайся вопросом:

Чем ты₂ отличаешься от себя₁?

Скорее всего, по началу разительных отличий заметить не получится из-за того, что ты₁ привык думать, что 'ты' есть 'ты', и 'себя' 'ты' знаешь. 'Ты' знаешь, что знаешь 'себя' до такой степени, что может даже показаться, что 'тебе' лишь показалось, что есть некий ты₂, отличный от тебя₁.

Абстрактная обстановка выдумки, основанной в добавок на сновидении, может повести по другим ложным путям – к бесполезным выдумкам — фантазиям о сумрачных двойниках, параллельных мирах и прочих сказочно-песенных предметах. Для строгости ты можешь заменить слово "выдумка", словом "гипотеза".

Мы хотим рационализовать и успокоиться, а не встревожить себя ещё сильнее несуразицей бесконтрольного воображения. Именно в целях рационализации нам понадобились этажи (индексы). На них следует фокусироваться и от них отталкиваться в рассуждениях над вопросом отличий тебя₂ от тебя₁.

Чем, рационально, практически, наблюдаемо ты₂, живущий на этаже выше, отличаешься от себя₁?

Например, если в твоём доме есть лифт, ты₂, войдя в него, чтобы поехать вверх, не нажимаешь ту кнопку, которую нажимаешь ты₁. Так? Так. (Плюс этого подхода, кстати, ещё в том, что, по правильному применению, его результаты не вызывают разногласий). Ты₂ знаешь этаж₂ лучше остальных этажей, потому что живёшь на нём, и как бы он ни был похож на остальные, ты₂ узнаёшь его как "свой", а ты₁ узнаёшь его как "этаж выше" – если конечно ты₁ применяешь многопорядковость к себе₁ в должной мере, чтобы осознать, что есть ты₂.

Выглянув из окна, ты₂ видишь немного дальше, чем ты₁, но ты₁ видишь чётче то, что находится под окном, потому что живёшь на этаже ниже. Потенциально ты₂ за счёт своего положения в 'пространстве' знаешь чуть больше, чем ты₁, но твои₂ знания чуть менее надёжны, потому что поступают издали.

Как эти (и другие!) 'незначительные' факторы влияют на то, кто ты₁ и ты₂ 'есть'? Вы оба – 'ты', казалось бы, но отличаетесь в аспектах и до степеней, которые по обстоятельствам произведут два совершенно разных поведения – двух человек, отличных друг от друга так, что их никак не спутать — как не спутать единицу с двойкой.

Вам – ₁ и ₂ – есть, с чего друг у друга брать пример – учиться обоюдно — применять многопорядковость. Это непредсказуемо интересно и предсказуемо безопасно, если только…

Как тебе мысль в один прекрасный день осознать, что ты₁ на самом деле вовсе не ты₁, и никогда им не был? 'Ты' – ты₂, а не так давно осознанный ты₂, оказывается, ты₃.

Кто же тогда, если не 'ты', ты₁?

Себя₁, как рано или поздно придётся выяснить, ты знаешь очень плохо, несмотря на то, что принимал себя₂ за себя₁ всю жизнь. Казалось, ниже 1-го этажа быть не может, но их число, как я уже сказал, неопределённо велико; их можно строить вверх и вниз.

Нечто подобное, мне вспоминается, произошло с героями Шварценеггера в фильмах "Вспомнить всё" и "6-й день". Большинство из нас, хорошо или плохо, не Шварценеггеры, и тем более не герои его фильмов, судьбу борьбы или смирения с такими новостями судьбоносными которым испытывать не предстоит. Герои просто 'побеждают зло', 'спасают мир' – что делают, естественно, насильственно, кроваво – и фильм заканчивается. Жизнь, как к сожалению, так и к счастью, продолжается. Осознанное раз 'отосознать' уже не суждено, но мы можем с ним работать.

Теперь вернись к вопросу в начале поста: "Нахер ты это сделал?" Чтобы разобраться, стоит спросить у себя₁, а для этого придётся смириться с тем, что 'ты' – ты₂.

Всего эксŦенсионального.